ИжевскСб, 04 Мая 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Петрозаводск
Архангельск
Великий Новгород
Ленинградская область
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Запорожье
Херсон
Донецк
Луганск
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Саратов
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
ЯНАО
Югра
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Анадырь
Хабаровск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Сортировка
Поиск
Спецоперация России
#Экология

Карбоновые полигоны: новые «легкие» России

Карбоновые полигоны: новые «легкие» России

Источник фото: Фото редакции

#Экология
Карбоновые полигоны: новые «легкие» России
Карбоновые полигоны: новые «легкие» России #Экология

Источник фото: Фото редакции

27 апреля - ИА SM.News. Впишется ли Удмуртия в новую «зеленую» повестку страны и сможет ли республика стать частью формируемой национальной системы мониторинга парниковых газов?

Любая деятельность общества влечет за собой последствия либо позитивные, либо негативные, например, выбросы парниковых газов в атмосферу. Однако в связи с увеличенным интересом человека ко всему новому он редко задумывается о том, насколько могут быть вредны его действия для экологического баланса.

С середины 20-го века многие ученые-климатологи встревожились глобальным потеплением и антропогенным изменением климата, однако политические лидеры не обращали на это должного внимания до 80-х годов, когда данная проблема откликнулась во многих общественных кругах развитых стран. В 2000-е годы проблема глобального потепления начала развиваться среди энергетической политики во многих промышленно развитых странах, конечно же, это появляется и на повестке международных организаций, таких как ООН. В настоящее время обеспокоенные этой проблемой государства, в том числе Россия, направляют огромное количество сил на нахождение способов приостановления потепления климата и перехода мирового сообщества к углеродной нейтральности.

В 2021 году правительство России утвердило Стратегию социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Одним из направлений этой работы стало создание так называемых карбоновых полигонов — уникальных для каждого региона экосистем, которые, с одной стороны, призваны повысить уровень поглощения парниковых газов растительными сообществами, с другой — стать площадками для научного изучения их баланса в атмосфере.

Впишется ли Удмуртия в новую «зеленую» повестку страны и сможет ли республика стать частью формируемой национальной системы мониторинга парниковых газов? Об этом мы поговорили с Алсу Валерьевной Семакиной, кандидатом географических наук, доцентом кафедры экологии и природопользования Института естественных наук Удмуртского государственного университета.

Источник фото: Фото редакции

— Алсу Валерьевна, насколько, на ваш взгляд, сегодня остро стоит проблема негативного влияния человека на природу в плане накопления парниковых газов, в частности, углекислого?

— На самом деле доля антропогенного фактора в общем объеме образования парниковых газов до сих пор не доказана. Существует множество природных источников газов — это весь Мировой океан, вулканы, у нас, в Средней полосе России, это торфяники, множественные болота. Мы со студентами проводили исследования в Камбарском районе. Обычное низовое болото, совсем небольшое по площади. Однако концентрация метана там такая, что втыкаешь палку, вынимаешь ее, подносишь к образовавшемуся отверстию горящую зажигалку, и появляется столб пламени. Мы подсчитали, что только на исследованном нами участке это болото выбрасывает в атмосферу около 125 килограммов метана в год. А метан обладает гораздо более выраженным парниковым эффектом, чем углекислый газ.

— Почему же такое внимание именно к СО2?

— Дело в том, что его общая доля в составе атмосферы гораздо больше, чем остальных загрязняющих веществ. Повторюсь, влияние естественных факторов на климат никто не отрицает. Классический пример: вымирание мамонтов из-за резкого похолодания в Северном полушарии, вымерли, кстати, не только они, но и многие другие виды животных. Локальные похолодания случались и в 17, и в 18 веке. Однако бурный рост промышленности, особенно в середине 20 века, растущее гигантскими темпами по всему миру количество автомобилей и вообще техники на двигателях внутреннего сгорания позволяет нам говорить о том, что человечество сейчас производит парниковых газов больше, чем за всю историю.

— Станут ли карбоновые полигоны панацеей от повышения СО2 в атмосфере?

— Тема карбоновых полигонов начала активно муссироваться еще лет 7-8 назад, но, к сожалению, в этом направлении российская наука и отечественная промышленность продвинулись слабо. Тема действительно довольно сложная в ее прикладном исполнении. Необходимо оценить, сколько конкретный промышленный объект производит парниковых газов, каких, какой площади необходим карбоновый полигон для поглощения этого объема, где определять площадку для строительства полигона с учетом розы ветров, сезонности работы предприятия. Нужно четкое понимание, какие виды растений следует применять при обустройстве полигона: либо это хвойные деревья, которые будут медленно, но верно «работать» круглый год, либо разумнее высаживать сезонные растения с высокой степенью поглощения СО2, например, такие, как техническая конопля.

— Но ведь промышленные предприятия уже сейчас активно развивают свою «зеленую» повестку: проводят экологические субботники, высаживают деревья, озеленяют свои территории.

— Это хорошо, но не совсем про карбоновые полигоны. Здесь нужна скоординированная в масштабах всего региона, а затем и всей страны работа, а не разовые акции. Карбоновые полигоны должны стать сетью уникальных экосистем, охватывающих всю территорию России с учетом концентрации промышленных объектов, урбанистических особенностей того или иного региона.

— Какую роль здесь может сыграть наука?

— Определяющую. Карбоновый полигон — это не просто новая лесопосадка, это прежде всего научная площадка по исследованию углеродного баланса. Благодаря сети карбоновых полигонов у ученых появятся уникальные данные для исследований и разработки новых технологий оценки объема и состава выбросов в атмосферу и секвестирования эмиссий парниковых газов.

Источник фото: Фото редакции

— Насколько Россия уже продвинулась в плане создания единой системы мониторинга парниковых газов?

— Насколько я знаю, есть хорошие исследования по Западной Сибири и Дальнему Востоку, в Калининградской области открылся первый в стране карбоновый полигон. Удмуртия пока не вписана в данную тему, но, надеюсь, республика включится в эту работу. К нам уже обращаются крупные промышленные предприятия, нефтедобывающие компании с просьбами выработать для них рекомендации для проведения мероприятий по снижению выбросов парниковых газов и их поглощению в естественной среде. То есть, понимание, что выгоднее вложиться в науку и реализацию новой экологической повестки, чем бесконечно платить за негативное воздействие на окружающую среду, у них есть. Дело за реализацией.

— В чем она может выразиться?

На первоначальном этапе это может быть создание карбоновых ферм на территориях промышленных объектов или рядом с ними. Карбоновые фермы подразумевают формирование растительных сообществ, которые эффективно поглощают загрязняющие вещества. Посадка леса — это, конечно, хорошо, однако лес даст эффект поглощения того же СО2 только через 15-20 лет, поэтому нужно искать варианты создания зеленых зон из растений с быстро растущей биомассой.

Таким образом, мы видим, что в стране уже принят ряд мер по совершенствованию государственной политики и законодательства в сфере экологии, что государство уже приняло большие шаги в данном направлении. Однако, по нашему мнению, декарбонизация в Российской Федерации находится еще на ранней стадии развития, и для того, чтобы обеспечить надежное и устойчивое функционирование карбоновых полигонов, необходимо пройти еще много этапов, в том числе и для того, чтобы нашу систему декарбонизации приняли на международной арене.

Источник фото: Фото редакции

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.