14 октября – ИА SM.News. Проблема бродячих животных всегда стоит достаточно остро, однако пристальное внимание обывателей привлекает только после громких и зачастую трагических событий. Например, в сентябре нападение собак на ребенка в городе Узловая Тульской области попало в объектив камер видеонаблюдения. По счастью, мальчик остался жив.
В Удмуртии число нападений животных на людей постепенно снижается. По данным республиканского Управления Роспотребнадзора, в прошлом году покусанными оказались 3 900 человек, 2 600 человек стали жертвами агрессии со стороны собак. За 9 месяцев 2022 года к врачам обратились уже 3 346 человек, более 1 100 из них – дети. При этом специалисты надзорного органа не уточнили, какой процент нападений был совершен именно бродячими животными.
«Ситуация с безнадзорными животными по всей России стоит остро, и у нас – так же, как у всех. Люди, общество, они делятся на две части – одни говорят, что необходимо гуманное отношение к животным, они имеют чувство страдания, другие говорят, что стерилизация (кастрация) не исключает угрозу нападения собак. В современной России уже зафиксировано несколько трагических случаев нападения собак, в том числе и на детей, при этом в стаях были животные, которые подверглись методу ОСВВ», – делится своим мнением начальник Главного Управления ветеринарии Удмуртской Республики Роман Габдрахманов.
ОСВВ – это порядок, который пришел на смену царившему ранее отлову бродячих кошек и собак. Аббревиатура означает «Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат в прежнюю среду обитания». Согласно положениям принятого в 2018 году Федерального закона №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными», именно так теперь необходимо обращаться с животными без хозяев. Однако и волонтеры, и зоозащитники, и представители власти сходятся в главном: одного закона недостаточно.
«Нужны законодательные меры, в первую очередь, конечно, обязательная регистрация домашних животных. Именно обязательная, а не добровольная. Пока нет регистрации, даже если будет введена ответственность за брошенное животное, нельзя установить, чья это кошка или собака. Механизм доказывания очень сложный. Все волонтеры просто кричат: нам очень нужна регистрация!» – отмечает член «Альянса Защитников Животных», общественный инспектор по обращению с животными Варвара Васильева.
Согласен с ней и Роман Габдрахманов: «В дополнение к Федеральному закону №498-ФЗ должны появиться подзаконные акты, направленные на урегулирование множества вопросов: порядок содержания, порядок идентификации, учет и маркирование животных, ответственность граждан за нарушение требований закона. В совокупности они дадут плоды. <…> Подзаконные акты должны единовременно приниматься, единовременно исполняться и создавать единую систему, направленную на исполнение Закона и ответственность за его нарушение. На уровне региона проводится работа по созданию такой системы».
Начальник Главного управления ветеринарии рассказал, какие шаги предпринимаются в республике для разрешения проблемы. Так, в регионе приняли дорожную карту, идет подготовка к строительству приютов в каждом городе, постановление Правительства республики, направленное на регулирование порядка содержания животных.
«Уже сейчас в Удмуртии предусмотрена ответственность граждан за выгул животных вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления, за выгул животных на детских игровых или спортивных площадках, за не уборку продуктов жизнедеятельности животных в местах и на территориях общего пользования. Это правильно: отпустил собаку на самовыгул – заплати штраф. Если в городах животные без владельцев сбиваются в стаи и обитают у теплосетей, на стройках, в СНТ, в лесополосах, то в сельской местности почти нет животных без владельцев – почти 99% бегающих собак – это животные, имеющие владельцев и находящиеся на самовыгуле. Административные комиссии муниципальных образований имеют право привлекать граждан за самовыгул собак, и ряд муниципальных образований очень ответственно подошли к этому вопросу. По итогам прошлого года, рассмотрено порядка 450 дел о самовыгуле животных. Хорошо налажена работа в этом направлении в Увинском, Завьяловском, Воткинском районах, в городах Воткинск и Сарапул», – подчеркивает Габдрахманов.
Он отмечает, что проблема самовыгула существует и в Ижевске, но административной комиссии с трудом удается устанавливать владельцев из-за большой численности населения.
Однако зооволонтеры считают, что власти делают недостаточно. Варвара Васильева рассказывает: «В целом в Удмуртии по сравнению с другими регионами ситуация не самая плохая, но и не самая хорошая. Начнем с того, что мы даже не знаем, сколько точно у нас безнадзорных животных. А цифра эта важна, исходя из нее рассчитываются муниципальные контракты на отлов, выделяются средства из бюджета. Мне кажется, именно это привело к той ситуации с подрядчиком по отлову животных в Ижевске, которая сложилась в этом году. В контракте были заложены средства на отлов 1500 животных, это огромная цифра, гигантские деньги. Добросовестные подрядчики понимали, что у них нет ресурсов просто, такой бюджет им не освоить, и не стали рисковать. В итоге подрядчик оказался недобросовестным, контракт не исполнял, соглашение с ним расторгли».
В настоящее время в Ижевске исполнением контракта на ОСВВ животных занимаются зооволонтеры — Автономная некоммерческая организация «Желтая бирка».
«На сегодняшний день по контракту отловлено 220 животных», – рассказали SM News в Службе благоустройства и дорожного хозяйства Ижевска.
Варвара Васильева считает, что исполнять контракты по обращению с безнадзорными животными должны именно волонтеры. «Желтая бирка», например, занималась программой ОСВВ еще до того, как это понятие появилось в законе. В Альянсе отмечают, что именно благодаря этой группе волонтеров ситуация с бездомными животными в Ижевске «не катастрофическая». Напомним, стратегия ОСВВ предусматривает отлов животного, его стерилизацию, вакцинацию и выпуск на прежнюю территорию. Таким способом волонтеры предотвращают дальнейшее размножение собак и кошек, устраняют угрозу «собачьих свадеб». Кроме того, рассказывает Варвара, живущие на определенной территории собаки уже не пустят к себе чужаков, что тоже играет на руку жителям.
При этом естественная убыль (животные на улице живут всего несколько лет, а то и месяцев) вместе с широкомасштабной стерилизацией уже привела бы к тому, что на улицах Ижевска не осталось бездомных кошек и собак, если бы не главная головная боль всех волонтеров – безответственные люди, которые дают своим питомцам бесконтрольно размножаться, выбрасывают надоевших кошек и собак, отпускают их на самовыгул.
Конечно, даже животное с биркой – цветные метки отличают тех, кто прошел через программу ОСВВ – может проявить агрессию в ответ на враждебные действия человека. Да и в целом ОСВВ – не панацея. Животное – будь то собака или кошка – возвращают в прежнюю, небезопасную для него среду. Оно все еще может стать жертвой живодеров, попасть под машину, замерзнуть, погибнуть от голода на улице или в подвале с закрытыми продухами.
Пока материал готовился к публикации, в Ижевске прогремел скандал с массовым отравлением собак. Погибли по меньшей мере 5 собак, все они имели бирки, то есть прошли через процедуру ОСВВ.
«По нашему опыту – это отравление изониазидом (рецептурным препаратом)», – строят предположения в «Желтой бирке».
К разбирательству подключилась полиция и ветеринарные специалисты. Роман Габдрахманов рассказал, что его управление на связи с правоохранителями и волонтерами: «Зоозащитники обратились к нам с целью установить факт отравления, компетентные сотрудники провели вскрытие, материал был отобран и передан в лабораторию, которая будет заниматься исследованиями на наличие яда и его составляющих».
Стоит отметить, что осень – и без того горячая пора для тех, кто занимается спасением животных. Этот период не зря называют «сезоном бродячих собак».
«Часто происходит, что весной поехали на дачу, у знакомых взяли щенка и летом он был другом и развлечением для детей. Но осенью в квартиру его уже не повезут: он вырос и окреп. И люди оставляют своих животных. В результате собаки с садовых участков начинают тянуться в город, ища кормовую базу и сбиваясь в стаи, потому что так теплее и легче добыть пропитание», – объясняет Роман Габдрахманов.
И тот случай, когда оставленное на даче животное может добраться до населенного пункта, можно назвать счастливым. Но нередко стоящие особняком СНТ становятся смертельными ловушками для кошек и собак. «Чаще всего животное погибает очень мучительно. В моей практике был случай, когда люди оставили на садовом участке собаку на цепи. То есть вообще без шансов. Слава Богу, заметили соседи и вместе с полицейскими мы смогли вызволить эту собаку. Но хозяева! Что бы они увидели, когда приехали весной? Приехали бы к скелету этой собаки. Наши волонтеры – в Ижевске и в других городах Удмуртии – по мере сил и возможностей помогают таким животным, но ресурсов не так много, всех не спасти», – не скрывает Варвара Васильева.
Она уверена: чтобы этого не происходило, одних законов мало, нужно не только наказание, но и воспитание. «Конечно, воспитание начинается в семье, но и школы должны подключаться. Сейчас вводятся «Уроки доброты», но, возможно, подобные темы можно затронуть в рамках предмета «Окружающий мир», например», – предлагает активистка.
И Удмуртия уже делает уверенные шаги в вопросах изменения отношения к животным в обществе. По словам Романа Габдрахманова, в республике запустили масштабный образовательный проект, к реализации которого привлечены сразу несколько министерств: «Он направлен на работу с воспитанниками детских садов, учащимися школ и вузов. Мы должны поменять менталитет людей. Проект долгосрочный, мы поставили оптимистичные сроки реализации – 5 лет, но объективно нужно значительно больше, чтобы выросло поколение с другим мышлением».