ИжевскСб, 20 Апреля 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Петрозаводск
Архангельск
Великий Новгород
Ленинградская область
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Запорожье
Херсон
Донецк
Луганск
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Саратов
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
ЯНАО
Югра
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Анадырь
Хабаровск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Спецоперация России
#Аналитика

Слияний и поглощений регионов в России не планируют

В национальных республиках обеспокоились сохранением этнической идентичности после слов вице-премьера Марата Хусниллина о слиянии регионов.

#Аналитика
Слияний и поглощений регионов в России не планируют
#Аналитика
В национальных республиках обеспокоились сохранением этнической идентичности после слов вице-премьера Марата Хусниллина о слиянии регионов.

22 июня – ИА SM.News. В Удмуртии прошло крупнейшее мероприятие в области национальной политики. Всероссийский форум финно-угорских народов собрал в Ижевске сотни активистов и представителей государственных и некоммерческих организаций. Все они работают с национальной повесткой одной из крупнейших этнических общностей страны, с представителями финно-угорских народов. Таких в России порядка двух десятков. Лингвистическую классификацию осложняет то, что языки этих народов продолжают развиваться. Часть национальных диалектов не оформились в единый язык, но демонстрируют потенциал такого развития. Это, например, языки коми-зырян и коми-пермяков, мордвы эрзя и мокша, удмуртов и близкого им субэтноса бесермян.

На форум, который прошел 3 и 4 июня в Ижевске, прибыли делегации из 35 регионов страны. 450 делегатов обсуждали проблемы образования, культуры и СМИ на национальных языках. В рамках мероприятия прошли дискуссии, творческие выступления этнических коллективов и презентация работ грантового конкурса молодежных проектов. Много говорили о наследии, истории и проектах развития этнокультурного разнообразия, сложившегося в России на протяжении веков.

Наблюдатели отметили, что форум получил невиданную поддержку со стороны федеральных властей. Случилось это на фоне попытки провести Всемирный финно-угорский конгресс в Тарту (Эстония) и заявлений вице-премьера Марата Хуснуллина об укрупнении регионов. Однако, стоит отметить, что эстонское мероприятие, всегда используемое западными политиками для дискредитации усилий федеральных властей в этно-национальной сфере, из-за коронавируса оказалось фактически сорвано. Но слова Хуснуллина наделали в прессе много шума. Речь зашла даже не о экономической целесообразности реформирования региональной структуры страны. В национальных республиках и округах забеспокоились о сохранении идентичности.

Корреспондент информационного агентства «SM News» задал вопросы о возможности слияния регионов представителями финно-угорских народов. Удалось поговорить с чиновниками, политиками и активистами из числа тех, кто глубоко и серьезно занимается национальным вопросом в России.

Так, Маргарита Лянге, член общественной палаты при Президенте России согласилась, что могут возникнуть обстоятельства, способствующие объединению регионов: «Укрупнение регионов нужно для того, чтобы регионы были экономически состоятельными. Чтобы регион могли выполнять все свои функции перед населением. Когда регион бедный или слишком закредитованный — ему не хватает экономической мощи. Но главное — жить в нищем регионе, быть нищим, но гордым – это, наверное, не очень хорошо. Люди все равно уезжают. Они уезжают в более богатые, более экономически успешные регионы. Какие-то регионы чувствуют себя уверенно, а какие-то чахнут на глазах».

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков подтвердил, что федеральные власти не исключают возможности объединения ряда регионов. Напомним, что опыт объединения регионов в России есть. Сейчас по Конституции страна состоит из 85 регионов. Два региона, Республика Крым и Севастополь добавились в 2014 году. Однако, до 2003 года субъектов в Российской Федерации было 89. С 2003 по 2008 годы в результате объединений регионов с карты России исчезли 6 автономных национальных округов.

Более того, 13 февраля 2019 г. с подачи Министерства экономического развития было подписано распоряжение № 207-р. Согласно ему в России была утверждена «Стратегия пространственного развития России. К 2025 году планируется создать макрорегионы, в которые войдут субъекты федерации, социально-экономические связи между которыми особенно сильны. Например, Волго-Камский макрорегион включит в себя такие субъекты федерации, как Удмуртская Республика, Республика Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская и Нижегородская область. Всего планируется создать 12 таких административных едениц, функционал которых во многом совпадают с функционалом уже существующих федеральных округов.

Петр Тултаев, председатель Ассоциации финно-угорских народов России, оценивая слова Марата Хуснуллина, верен принципу «семь раз отмерь, один отрежь»: «Республики исторически существуют не без проблем. Но трудяться, работают, созидают, и не только республики, но и другие регионы. Будет ли хорошо, когда один регион вливается в другой, неизвестно. Но, во-первых, надо спросить у людей там живущих: хотят ли они? И тех, кого объединяют, и тот регион с кем объединяют. У нас есть опыт такой, объединения регионов, но только после волеизъявления самих людей. Меня всегда настораживает эти планы или мысли. Есть изречение “Не навреди”. А за эти годы (годы существования национальных республик — прим. ред) очень много там создано. Не было не то, что высших учебных заведений, школ не было. Письменности своей не было. А сейчас создана мощнейшая база. Да у нас есть проблемы, но проблемы повседневного характера. Что станет с тем или другим регионом, будет ли лучше жить — это надо не единожды взвешивать».

К осторожности при принятии таких решений и к выслушиванию мнения местного населения призывает Светлана Смирнова, председатель Совета Ассамблеи народов России: «Я не вижу таких тенденций по слиянию регионов. Это нужно рассматривать в каждом конкретном случае. Возможно будет экономическая необходимость. Но опять же нужно смотреть конкретно в каждом конкретном случае. Я помню, когда была депутатом Государственной Думы, тогда обсуждалась вот эта тенденция объединения. Но тогда депутаты настояли на том, что каждое объединение субъектов должно идти через отдельный закон и только через свободное волеизъявление граждан. То есть это должно быть их решение, что они согласны жить в объединенном регионе».

Существует точка зрения, что политика поддержки этнических меньшинств и административное выделение национальных регионов — это спорная практика, особенно, если говорить о масшатабах огромной страны. Получается, что права на изучение конкретного родного языка и культуры могут быть ущемлены вне границ национальных регионов. И именно с этим и необходимо бороться, считает Маргарита Лянге, член общественной палаты России: «Вот такая жесткая привязка к обеспечению национальных прав народов к этнической территории, она не совсем верная. У нас, когда территории резали, не всегда так границы провели, чтобы все удмурты, грубо говоря, оказались в Удмуртии. Такого нет. И получается, что, если удмурты в Удмуртии живут, то тогда к ним больше внимания, к их культуре. А если они жили всю жизнь в другом регионе? Просто так нарезали административные границы, что они родились в Башкортостане, в Татарстане, в Марий Эл, в Чувашии? Что тогда, получается, им не должно уделяться внимания? Это абсолютно неправильно».

При этом Лянге признает успехи многих национальных регионов в деле образования на национальном языке и сохранении этнической культуры. Приводит в пример Удмуртию, где есть сразу две линейки учебников на удмуртском языке – по проще и для «продвинутых пользователей». Есть и обучающий интернет-портал. Но проблема чаще не в административном делении страны, а в желании изучать родной язык и культуру, в мотивации детей. Светлана Болотникова, министр образования Удмуртской Республики сетует: «К сожалению, уменьшается количество желающих изучать национальные языки в школах. Но это во многом зависит в том числе и от родителей, от среды. Если в родительской среде, в семье говорят на родном языке и среда к этому располагает, и есть программы соответствующие – это, наверное, это удастся преодолеть. А так у нас 180 школ изучают языки и достаточно большое количество учащихся».

Стоит отметить, что уже существующие примеры объединения субъектов федерации далеко не всегда можно считать успешными. В 2006 году губернаторы Агинского Бурятского автономного округа и Читинской области инициировали референдум по объединению. 9 из 10 жителей проголосовали за объединение двух регионов. Однако в Забайкальском крае обещанного роста благосостояния населения так и не случилось. Отмечено ухудшение социально-экономической ситуации на территории упраздненного округа. Проведена оптимизация рабочих мест. Итогом стал выезд населения из округа. При этом Забайкальский край — это один из беднейших регионов страны.

Коми-Пермяцкий автономный округ просуществовал с 1925 по 2003 годы. После чего он влился в состав Пермского края. Теперь в правительстве края есть министр по делам Коми-Пермятского округа. Однако социальные проблемы коми-пермяков даже спустя 18 лет после объединения остаются довольно острыми. Продолжается депопуляция. Заметной остается миграция с территории районов бывшего автономного округа.

Андрей Исаев, первый заместитель председателя фракции «Единая России» в Госдуме седьмого созыва, представлявший в парламенте избирателей Удмуртии, к словам вице-премьера отнесся скептически: «Марат Хуснуллин является замечательным специалистом в области строительства. И все. Он не является специалистом в области конституционного строительства. Как гражданин, он имеет право высказывать любые точки зрения. Как федерального чиновника высказывать подобные позиции его никто не уполномачивал. Это первое. Есть конституция Российской Федерации. Которая недавно получила подтверждение на общероссийском голосовании. В ней четко и ясно прописано конституционное устройство нашей страны. Она состоит из республик (республики стоят на первом месте), краев, областей и городов федерального подчинения. Никто править конституцию, после тех поправок, которые уже внесены, не предполагает». Исаев даже пошутил, что не стал бы изучать удмуртский язык, если бы республике грозило объединение с соседними регионами. Стоит отметить, что политик довольно бегло произнес несколько фраз на удмуртском.

Председатель Государственного совета Удмуртской Республики Владимир Невоструев поддержал точку зрения федерального депутата Исаева: «Я считаю, что это неактуально. Этот вопрос поднимать не надо. Будировать не надо. Есть республика. Она стабильно работает. Здесь есть хороший уклад, свои традиции, своя уже практика и, я думаю, что ничего менять не надо».

В целом, стоит отметить, что многие в национальных регионах скептически относятся к перспективам объединения с другими регионами. Так, в 2020 жители Ненецкого автономного округа проголосовали на местном референдуме против объединения с Архангельской областью. И теперь это единственный случай, когда в России решили отказаться от планов объединить национальный регион с областью.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.